/local/templates/ergoКод PHP/assets/images/favicon.svg"> /local/templates/ergoКод PHP/assets/images/favicon.png">
+7 804 700-48-11 Обсудить проект

С цифрой на «ты»: Главгосэкспертиза создает сервисы для развития машиночитаемых форматов и перехода к ТИМ

Вот уже несколько лет Главгосэкспертиза России занимается цифровизацией своей деятельности, а в конце 2019 года в учреждении был создан Центр цифровой трансформации (ЦЦТ) — подразделение, где создаются цифровые инструменты, необходимые для работы как Главгосэкспертизы, так и всей строительной отрасли. О новых решениях и продуктах, разработанных центром, и о том, что еще ему предстоит сделать, «Стройгазете» рассказал руководитель ЦЦТ Дмитрий НИКИТИН.

«СГ»: Дмитрий Александрович, масштабный IT-проект ЦЦТ — Единую цифровую платформу экспертизы (ЕЦПЭ) — с каждым днем используют все больше экспертных организаций. Не могли бы вы рассказать о ее основных компонентах?

Дмитрий Никитин: Попробую описать в двух словах, хоть это и непросто для такой масштабной системы. ЕЦПЭ — это платформа, то есть решение, позволяющее подключить множество организаций-пользователей и обеспечить им различные функциональные возможности для проведения строительной экспертизы. Как и любая современная система, ЕЦПЭ состоит из сервисов (функциональных модулей), количество которых изменяется в соответствии с потребностями пользователей и законодательством. Если говорить об «основных» компонентах, я бы, наверное, выделил два базовых функциональных «агломерата» — это «личный кабинет заявителя» и «внутренний портал». Первый, как следует из названия, предназначен для работы застройщиков и проектировщиков, подающих проектную документацию на экспертизу, второй обеспечивает работу экспертов. Кроме этих основных подсистем, имеются и другие важные сервисы, например, сервис подготовки XML-заключений и его подсистема, обеспечивающая формирование разделов Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ГИС ЕГРЗ) и передачу в этот реестр результатов экспертизы. Есть также инструменты, обеспечивающие интеграцию с внешними информационными системами.

«СГ»: Насколько нам известно, сейчас ведется работа над новой версией платформы — ЕПЦЭ 2.0. Что в ней появилось принципиально нового и как она будет использоваться?

Д.Н.: Главная отличительная особенность ЕЦПЭ 2.0 от первого варианта платформы — ее архитектура. Платформа ориентирована на модульность, ее можно адаптировать под нужды и процессы различных организаций и отдельных экспертов. В этом плане она похожа на конструктор «Лего»: смоделировать можно любой бизнес-процесс, обеспечив его автоматизацию и обмен данными с любыми функциональными блоками как внутри системы, так и вне ее. Единая универсальная интеграционная шина, микросервисная архитектура, интерфейсы обмена данными с государственными, ведомственными и автономными информационными системами, высокая доступность и механизмы контроля доступа и защиты данных — вот только часть ключевых особенностей будущей ЕЦПЭ 2.0.
Если говорить об использовании ЕЦПЭ 2.0, то она будет интересна любым организациям и учреждениям, участвующим в процессе проведения строительной экспертизы. Платформа ЕЦПЭ разрабатывалась в рамках концепции создания единого цифрового пространства отрасли, и сегодня это площадка, на которой работают практически все региональные организации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы. Но и негосударственные экспертизы тоже начинают подключаться к платформе.
Работая над ЕЦПЭ, мы руководствовались идеей о том, что она станет по-настоящему объединяющим инструментом для экспертов. И в обозримом будущем планируем перевести на эту площадку и собственные процессы Главгосэкспертизы России. В перспективе платформу можно будет использовать в качестве инструмента, который должен полностью изменить институт строительной экспертизы, трансформировать его. Недаром сегодня так много говорят о параллельности процессов, строительном инжиниринге и цифровизации на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства. Новая платформа ориентирована на проведение экспертизы в формате информационного моделирования, переход к которому подкрепляется нормативно-правовой базой. Сегодня Главгосэкспертиза России уже готова принимать на экспертизу информационную модель объекта капитального строительства в составе проектной документации, а уже следующим шагом станет возможность взаимодействия с информационной моделью непосредственно в информационных системах учреждения. И ЕЦПЭ 2.0 будет первая из них.

«СГ»: А каково мнение представителей проектных, строительных и эксплуатирующих организаций о перспективах использования ЕПЦЭ 2.0 на различных этапах жизненного цикла объектов?

Д.Н.: Пока рано говорить о мнениях участников строительной отрасли, так как ЕЦПЭ 2.0 — это наша концепция развития, а не готовое решение или система. Тем не менее, мы четко осознаем, что любая отраслевая система должна обязательно соответствовать потребностям отрасли. Поэтому уже сегодня мы создали рабочую группу по развитию существующей платформы и в рамках этой группы формируем функциональные требования и «дорожную карту» развития ЕЦПЭ. Это позволяет ориентироваться на потребности всех государственных экспертных организаций России, а не только на наше собственное видение. Ну и, безусловно, все, что нарабатывается в рамках развития ЕЦПЭ, войдет в базовую функциональность ЕЦПЭ 2.0.

«СГ»: Какие еще полезные сервисы разработал ЦЦТ?

Д.Н.: Наш центр развивает множество сервисов. Как правило, это те или иные функциональные компоненты информационных систем, которые находятся в управлении Главгосэкспертизы России. Кроме того, мы разрабатываем и внедряем публичные бесплатные сервисы, позволяющие упростить или оптимизировать работу других участников отрасли. В частности, с введением обязательного использования машиночитаемого формата XML для заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных исследований, необходимых для включения их в ЕГРЗ, мы разработали и опубликовали соответствующий бесплатный сервис, позволяющий формировать такие заключения. Сервис оказался достаточно востребованным среди многих экспертных организаций, чьи информационные системы не позволяют подготавливать заключения в XML-формате. За неполные три месяца в сервисе сформировано более 13200 заключений 354 организациями.
Подобный сервис доступен и для проверки локальных сметных расчетов, подготовленных в XML-формате (я имею в виду форматно-логический контроль, проверку соответствия Федеральной сметно-нормативной базе за 2020 год, визуализацию). Как и сервис подготовки заключений, он доступен абсолютно всем юридическим и физическим лицам и предоставляется бесплатно.

«СГ»: Что еще предстоит сделать для того, чтобы использование XML-схем стало обязательным условием в работе каждого эксперта?

Д.Н.: Основная проблема здесь одна, и она типична для любых инноваций: информационные системы экспертных организаций к этому не готовы. У них нет специализированного программного обеспечения для одномоментного перехода на машиночитаемые форматы. Однако этот процесс очень важен, он не должен тормозиться изза несовершенства систем, имеющихся в распоряжении наших коллег. Именно поэтому в качестве системного решения проблемы мы предлагаем экспертным организациям переход на ЕЦПЭ, которая отвечает требованиям быстро меняющейся нормативно-технической базы. Предлагаем мы и локальные сервисы, которые обеспечивают потребности экспертных организаций в части работы с XML-документами.

«СГ»: Одна из новых разработок вашего Центра — пояснительные записки к проектной документации в формате XML. Утвержден ли этот проект? Когда это новшество начнет широко использоваться?

Д.Н.: Это очень хороший вопрос, потому что от его решения во многом зависит процесс развития машиночитаемых форматов и переход к информационному моделированию в целом. Дело в том, что в настоящее время многие верят в стереотип, будто информационная модель — это просто красивая 3D-картинка, представляющая объект строительства в различных плоскостях и разрезах. На самом же деле информационная модель — это совокупность структурированных данных, которые доступны для машинного анализа. Они позволяют провести не только экспертную оценку проекта на его соответствие тем или иным техническим нормам, но и использовать эти данные на всех этапах жизненного цикла объекта — строительстве, эксплуатации и так далее. Это, как принято говорить, целевое состояние, но начинать нужно с малого. И «малое» (в представлении Главгосэкспертизы как экспертной организации) — это перевод проектной документации в машиночитаемый вид. И здесь мы решили начать именно с такой важной ее части, как пояснительная записка. Выражаясь техническим языком, она является мета-описанием как самого объекта, так и пакета проектной документации, а это позволяет в значительной степени автоматизировать и оцифровать процесс. Следующим нашим шагом будут постепенный перевод всей проектной документации в машиночитаемый вид и, как следствие, трансформация процесса экспертизы.
Утвержден ли наш проект? Еще нет. XML-схема пояснительной записки сейчас находится на согласовании в Минстрое России, мы ожидаем ее согласования в первой половине 2022 года. Затем ЦЦТ будет готов незамедлительно приступать к реализации соответствующей функциональности по приему пояснительной записки в машиночитаемом формате на нашей платформе. Также мы рассматриваем возможность создания сервиса по подготовке таких XMLдокументов. Что же касается сроков начала широкого использования XML-схемы пояснительной записки, то здесь нужно дождаться соответствующих нормативно-правовых актов, которые регламентируют использование данного формата.

«СГ»: Какой эффект ожидается от внедрения пояснительных записок к проектной документации в формате XML?

Д.Н.: Сама по себе пояснительная записка в XML — не самоцель. Это первый шаг к трансформации проектной документации в машиночитаемый формат, что необходимо для перехода к информационному моделированию. Следующими этапами должно стать создание XML-схем для иных документов, входящих в состав проектной документации, а затем эти документы должны превратиться в атрибуты информационной модели. Это долгосрочная перспектива, но начало пути — это именно пояснительная записка.

«СГ»: Что будет представлять собой сервис по подготовке XML-схемы пояснительной записки? На какой стадии находится его разработка? Какие при этом существуют проблемы?

Д.Н.: Сервис подготовки XML ПЗ — это пока лишь проект. Говорить о его целевом состоянии можно будет после утверждения XML-схемы пояснительной записки и понимания сроков внедрения этой схемы.

«СГ»: Акционерные общества «Дорожно-строительная компания АВТОБАН» и «Дороги и мосты» разрабатывают IT-платформу «Преон» для объединения комплекса задач — от проектирования до надзора — в сфере дорожного строительства. Как, по-вашему, это соотносится с «цифровыми» разработками Главгосэкспертизы России?

Д.Н.: Очень радует, что компании, госкорпорации и иные организации и учреждения вкладывают силы и ресурсы в развитие средств автоматизации и цифровизации именно в тех областях строительной отрасли, в которых они имеют наибольшие компетенции. Здесь уместно говорить о перспективах нашего взаимодействия с такими компаниями и о возможности создания единой цифровой среды отраслевого масштаба, данные в которую могут поставляться из любых ведомственных, государственных и иных информационных систем. Очень важно обеспечить открытость любых создаваемых систем и платформ, наладить беспрепятственный двусторонний обмен между ними.

«СГ»: Что касается программного обеспечения (ПО), сейчас, в разгар цифровизации, на разработку отечественного ПО тратятся немалые деньги. Часть строительного сообщества полагает, что разумнее было бы не изобретать собственный велосипед, а купить готовое ПО у зарубежных компаний. А вы как считаете?

Д.Н.: Безусловно, западные производители ПО предлагают достаточно зрелые решения, многие из которых де-факто являются стандартом для западного рынка, особенно если говорить о разработках в области информационного моделирования. Этот сектор начал развиваться за рубежом раньше, чем в России, и практический опыт в этой сфере у иностранных коллег значительно богаче, чем у нас.
С другой стороны, принимая во внимание политические аспекты взаимодействия с западными поставщиками, стоит задуматься не только о функциональных возможностях этих решений, но и о рисках, которые влечет использование зарубежного ПО: его поддержка, лицензирование, да и просто использование может быть внезапно приостановлено в силу причин, не зависящих от участников отрасли. Например, Главгосэкспертиза России, к сожалению, не понаслышке знает, что такое антироссийские санкции. А если мыслить чуть шире, то санкционные ограничения могут повлиять не только и не столько на отдельно взятое учреждение, но и на процессы государственного масштаба. И в этом смысле создание российского ПО, платформенных решений, сервисов обосновано и целесообразно.
Что касается изобретения велосипеда, то это, скорее, вопрос к подходам, используемым при создании российских продуктов. Можно, конечно, копировать и переклеивать этикетки, но лучше подойти к вопросу вдумчиво, проанализировав преимущества и недостатки западных решений, изучив потребности будущего пользователя, и в результате создать продукт, отвечающий реалиям именно российского рынка и нашей отрасли. Этот путь нельзя назвать легким, и сразу эффект не будет заметен, но в перспективе, после оценки всех плюсов, станет понятно: такой подход не просто имеет право на жизнь, а должен стать приоритетным.

Источник:
Строительная Газета

Смотрите также
Все новости
Делимся опытом в получении положительных заключений с первого раза и с качественной документацией.