+7 804 700-48-11 Обсудить проект

Основные замечания при выдаче КЭР и как их исправить

Дата публикации: 25.09.2024
Дата обновления: 26.09.2024
Просмотрено: 231
Время чтения: 15 минут
Оглавление
    Поделиться
    Получить КЭР с первой попытки практически невозможно, потому что в документах, приложенных к заявке на выдачу КЭР, легко допустить ошибки. В статье рассказываем про самые распространенные ошибки, которые допускают предприятия при создании КЭР. А также объясняем, на какие нормативы обратить внимание, чтобы устранить эти ошибки и избежать повторного отказа.

    Этапы получения КЭР

    Этап 1. Проверка по формальному признаку. На этом этапе происходит подача документации через систему ГИСП. Подробнее про то, как пройти эту проверку с первого раза, какие ошибки возникают, мы рассказывали в статье: заполнение заявки на выдачу КЭР

    Этап 2. Проверка документов уполномоченными органами. После того, как заявка и приложенные к ней документы прошли проверку по формальному признаку, документация направляется непосредственно к экспертам, осуществляющим проверку.

    Этап. 3. Исправление замечаний органов исполнительной власти. Обычно замечания поступают в течение двух рабочих дней после поступления ответа из всех органов исполнительной власти. На устранение замечаний дают до 30 рабочих дней, но не больше 45 календарных дней.

    Этап 4. Рассмотрение скорректированных проектных материалов. Все замечания должны быть устранены в полном объеме. Любые недочеты или частичное устранение ошибок приведут к отказу в выдаче КЭР. 

    Этап 5. Выдача КЭР. Если все замечания устранены в полном объеме, предприятие получает КЭР и может спокойно осуществлять свою деятельность. 

    Сколько времени есть на устранение замечаний в КЭР

    По истечении срока, в редких случаях раньше в системе ГИСП появляются замечания, оформленные Управлением Росприроднадзора официальным обращением на руководителя организации. В это обращение входят замечания Росприроднадзора, Минпромторга и других управлений, которые рассматривали материалы, если такие есть.

    Тянуть с исправлением замечаний не нужно, так как зачастую эксперт территориального Росприроднадзора может обнаружить ошибку в расчетах или не согласиться с принятым методом расчета. 

    В этом случае на проект нормативов допустимых выбросов (НДВ) придется заново получать экспертное заключение в органе инспекции и санитарно-эпидемиологическое заключение в территориальном Роспотребнадзоре. И если с органом инспекции можно договориться на скорую экспертизу, то Роспотребнадзор обычно выжидает 20, в редких случаях 15 рабочих дней. 

    Замечания возникают практически всегда, так как требования к документам могут различаться в зависимости от региона и самого объекта. 


    Примеры замечаний, которые могут получить предприятия после проверки документов для выдачи КЭР

    Какие могут быть замечания

    Чаще всего ошибки возникают по невнимательности разработчика или по незнанию нормативной базы. Основная часть замечаний фактически всегда приходится на проект НДВ, немного меньше на проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР), проект нормативов допустимых сбросов (НДС) и другие разделы. 

    Замечания к отчету по инвентаризации и проекту НДВ

    Проект НДВ всегда вызывает много вопросов. Для примера, в разделе НООЛР все понятно: есть четкая структура и перечень методик расчета. В НДВ методик расчета гораздо больше, и выбрать из них нужную сложнее. Также тут больше нормативных документов, и важно понимать, какие из них подойдут для конкретного объекта. 

    Если выбрать не ту методику расчета и не те документы, специалист Росприроднадзора сразу это заметит и выдаст замечания. Расскажем про самые частые из них.

    Замечание 1. Отсутствует обоснование применения расчетного метода от организованного источника. Некоторые думают, что для обоснования достаточно ссылаться на п. 26–27 Приказа № 871 Минприроды. Но это не всегда может удовлетворить эксперта. Например, чтобы обосновать, почему от свечи стравливания газа за минуту невозможно выполнить инструментальные замеры, нужно воспользоваться ссылками на ГОСТ отбора проб данных веществ. 

    Замечание 2. В проекте отсутствуют сведения о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий. Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Закон № 96-ФЗ) предприятия обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, если ожидаются неблагоприятные метеорологические условия. 

    Эти мероприятия нужно согласовать с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственными за экологический контроль. Прямого указания о согласовании НМУ перед подачей на КЭР нет, тем не менее сведения о согласовании в разделе НМУ быть должны. 

    Замечание 3. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект НДВ. В статье 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ есть требование, что в заявке на получение КЭР нужно указывать нормы высокотоксичных, канцерогенных и других опасных веществ. Эти нормы должны соответствовать санитарным и другим требованиям, установленным российским законодательством. 

    Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух утверждаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов.

    Замечание 4. Номера источников загрязнения атмосферного воздуха в проекте и инвентаризации не приведены к единообразию. Нумерация источников начинается с № 0001 в возрастающей последовательности. Нумерация стационарных источников загрязнения воздуха (ИЗАВ) на объекте негативного воздействия может быть многоразрядной. Разряды в номере ИЗАВ отделяются друг от друга точкой и обозначают уровень или подуровень структурного подразделения. 

    Например, номер первого ИЗАВ, относящегося к восьмому участку третьего цеха, расположенного на второй производственной площадке: 2.03.08.0001. При использовании многоразрядной нумерации схема такой нумерации с пояснениями приводится при документировании результатов инвентаризации выбросов в соответствии с главой V Приказа МПР № 871. Если мы используем многоразрядную нумерацию, то прописываем ее по тексту везде. Или везде по тексту проекта оставляем обычную нумерацию, например 0001.

    Замечание 5. Карта-схема территории объекта ОНВ с ИЗАВ составлена с ошибками. Например, на карте-схеме не отображен масштаб, направления сторон света и принятая система координат. Помимо этого, на карте-схеме необходимо отобразить все сооружения, здания, корпуса, жилые застройки, установки на объекте ОНВ, границы его территории, стационарных ИЗАВ с указанием их номеров. Обязательно указываются маршруты перемещения, места стоянки и обслуживания, установленные границы санитарно-защитной зоны.

    Прочие замечания, которые часто бывают при проверке проекта НДВ: 

    • Наименования методик расчетов выбросов отличаются от наименований, указанных в утвержденном распоряжением Минприроды России перечне методик расчета выбросов. 

    • Расчеты выбросов выполнены не в соответствии с утвержденной распоряжением Минприроды России методикой.

    • Методика расчета выбросов отсутствует в утвержденном распоряжением Минприроды России перечне методик расчета выбросов.

    • В разделе «Краткое описание технологического процесса» отсутствуют сведения об источниках загрязнения атмосферы и приведены не все учтенные ИЗАВ в описании технологического процесса.

    • Не приведены расчеты выбросов по источникам выбросов. Например, по невнимательности проектировщик мог забыть приложить по одному источнику расчет выбросов.

    • Не приведено решение об установлении санитарно-защитной зоны объекта, для которого разрабатывался проект.

    • В нарушение п. 6 Порядка № 871 источники выбросов загрязняющих веществ имеют наименование ИЗАВ «неорганизованный». 

    • В документах ГОУ отсутствуют показатели работы установок очистки газов.

    Замечания к проекту НООЛР

    Замечание 1. Отсутствует обоснование НООЛР. Согласно Методическим указаниям, для объектов НВОС I и II категорий приводится обоснование нормативов образования отходов с учетом положений раздела II Методических указаний. Для каждого вида отхода оформляется обоснование в отдельном подразделе НООЛР с указанием ссылки на соответствующие источники информации и приложения, удостоверяющие количественные показатели. Если этого обоснования нет, выдадут замечание.

    Замечание 2. Выбран неправильный метод расчета. В п. 19 Методических указаний для обоснования нормативов образования отходов нужно учитывать положения раздела II Методических указаний. Если этого не сделать, эксперт выдаст замечание.

    Также часто выбирают неправильный метод расчета нормативов образования отходов по фактическим объемам образования отходов. Согласно п. 12 Методических указаний расчет производится на основе статистических данных за базовый период. Продолжительность базового периода не менее трех лет. При этом сначала определяется удельное количество образования отходов по каждому году за рассматриваемый период. 

    Замечание 3. Сводные данные по образованию отходов оформлены не в соответствии с образцом. Образец оформления сводных данных по образованию отходов и запрашиваемым лимитам на их размещение представлен в приложении № 12 к Методическим указаниям

    Чтобы эксперт не выдал замечания, оформлять сводные данные по образованию отходов необходимо по этому образцу
    Прочие замечания, которые возникают при проверке проекта НООЛР:

    • При обосновании нормативов образования отходов и годового образования отходов не учитываются утвержденные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для конкретного региона.

    • Отсутствует обоснование норматива образования отходов, в связи с отсутствием обосновывающих справочных данных. Например, для ламп и светильников должны быть указаны масса, срок эксплуатации.

    • В составе заявки отсутствуют документы, подтверждающие пригодность веществ в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции, сертификаты соответствия ГОСТ и ТУ.

    • Просрочен или отсутствует договор на передачу отходов иным хозяйствующим субъектам с целью их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов определенных видов и классов опасности. 

    Замечания к проекту НДС

    Самая частая ошибка — указание неверного значения концентрации загрязняющих веществ. В заявке на получение КЭР фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется по п. 11 Приказа МПР от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» как максимальное значение концентрации за последний календарный год безаварийной работы предприятия из семи предыдущих лет работы. 

    Если данные за последние семь лет не предоставлены или предоставлены на меньший срок без разъяснения причины — это тоже считается ошибкой.

    Замечания к ПЭК

    Если программа производственного экологического контроля (ПЭК) оформлена не в соответствии с Приказом МПР от 18.02.2022 № 109, эксперт выдаст замечание. Например, в подразделе 8.1 «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» часто отсутствует план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений для объектов. 

    Причина отсутствия план-графика наблюдений в том, что мало кто знает, как его заполнять. Нужно посмотреть на сайте территориального ОИВ, внесен ли объект в реестр, где обязательны наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. И если внесен, то вместе с местным УГМС должен быть разработан план-график наблюдений. Если его нет, то надо брать данные из проекта санитарно-защитной зоны. 

    Также при оформлении ПЭК встречаются ошибки: 

    • В разделе 1 «Общие сведения» программы производственного экологического контроля отсутствует дата утверждения. 

    • В подразделе 8.2 «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» не представлены мероприятия по проведению измерений качества сточных вод, в том числе дренажных.

    Сколько попыток есть на проверку

    После оплаты пошлины, загрузки документов в ГИСП и проверки документов есть 30 рабочих дней на исправление замечаний. То есть условно есть две попытки: первый раз мы подаем документы первично, второй раз — после устранения замечаний. 

    Если ошибки не исправлены полностью или Росприроднадзор выдал еще замечания, тогда в выдаче КЭР будет отказано. В этом случае государственную пошлину придется оплачивать повторно и проходить все этапы заново. 

    Чтобы избежать этого и сэкономить время на получение КЭР, можно обратиться к нам за консультацией. 

    Памятка: какие замечания чаще всего встречаются в КЭР

    1. После рассмотрения заявки и приложенных к ней документов территориальный орган Росприроднадзора направляет ответ заявителю через ГИСП. На устранение замечаний дают 30 рабочих дней, но не больше 45 календарных. Замечания возникают практически всегда, так как требования к документам могут различаться в зависимости от региона и самого объекта.

    2. Чаще всего ошибки встречаются в разделах: НДВ, реже в проектах НДС, НООЛР, ПЭК. Замечания нужно исправлять оперативно, так как в случае ошибки в проекте НДВ санитарно-эпидемиологическое заключение в территориальном Роспотребнадзоре надо получить заново. На это по закону у Росприроднадзора есть 20 рабочих дней, и они редко выдают согласование раньше этого срока.

    3. Если не исправить замечания за 30 дней, в выдаче КЭР будет отказано. Тогда все этапы придется проходить заново, в том числе и оплачивать госпошлину.

    4. Чтобы не допускать ошибок, необходимо учитывать свой прошлый опыт и опыт коллег, читать и перечитывать нормативную документацию, несколько раз перепроверять документы, а также проконсультироваться с нами.


    Смотрите также
    Все статьи

    Пишем о проектировании, прохождении экспертиз и тенденциях в проектной отрасли. Помогаем разобраться в законах и их обновлениях.