Повышать компетентность заказчика — важная задача. Особенно когда речь идет об объектах, попадающих в зону культурного наследия. Ошибки здесь приводят к задержкам экспертизы, необходимости переделывать разделы и даже приостановке проекта. В статье рассказываем, как определить достаточность мероприятий по охране объектов культурного наследия, какие документы проверяет экспертиза и на какие законы об охране объектов культурного наследия она ссылается. А также что нужно сделать для избежания типовых замечаний.
 
	 Раздел охраны объектов культурного наследия должен быть у всех объектов. Типовое замечание, которое встречается при прохождении государственной экспертизы проектной документации, обычно звучит так: «Не обоснована достаточность мероприятий по охране объектов культурного наследия в связи с отсутствием достоверных результатов инженерно-экологических изысканий (в части данных по объектам культурного наследия для всей площади в границах проектирования)».
 
	 За этой формулировкой стоит сомнение экспертов в том, что:
- 
	
участок строительства изучен достаточно полно и не требует дополнительных мероприятий по охране культурного наследия;
 - 
	
в пределах проектирования нет скрытых ограничений, которые могут повлиять на безопасность или законность работ.
 
В каждом разделе проектной документации должно быть указано, почему этот раздел разработан или почему он не требуется. Отсутствие такого обоснования воспринимается экспертизой как неполнота материалов и становится причиной для замечания.
На какие нормы опираются эксперты
	 Чтобы понять, почему экспертиза выносит замечания по разделу охраны объектов культурного наследия, важно знать, на какие нормативные документы она опирается.
 
	 Первый нормативный документ — Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-03.
 
	 Одна из ключевых норм — часть 1 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-03 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Она устанавливает, что результаты инженерных изысканий должны быть достоверными и достаточными для определения проектных параметров здания или сооружения, а также для разработки мероприятий, обеспечивающих их безопасность. И самое главное, выполняются для всех объектов без исключения.
Расчетные данные должны быть обоснованы исполнителем изысканий и включать прогноз изменений условий в период строительства и эксплуатации объекта.
	 Второй нормативный документ — Федеральный закон от 25.06.2002 ВР 73-03*.
 
 Пункт 1 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 ВР 73-03*«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливает, что проектирование и проведение земляных и иных работ допускаются только при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия или при условии соблюдения установленных требований.
 
Пункт 2 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 ВР 73-03*«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» уточняет, что любые проектные, земляные и строительные работы в границах территории объекта культурного наследия выполняются только при соблюдении требований статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ. А также при обеспечении особого режима использования земель и согласовании обязательных разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия.
 
 Пункт 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 ВР 73-03*«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует порядок выполнения таких работ и контроль со стороны органов охраны культурного наследия.
На практике возможны случаи, когда при инженерных изысканиях или строительстве обнаруживаются объекты культурного наследия, о которых заказчик ранее не знал. В этом случае все работы приостанавливаются, на место выезжают специалисты, проводится обследование и составляется отчет. Процесс может занять от нескольких месяцев до нескольких лет, что существенно влияет на сроки реализации проекта.
Проверка границ проектирования на соответствие границам изысканий
Чтобы точно определить, какие ограничения по охране объектов культурного наследия действуют в пределах проектирования, нужно проверить, совпадают ли границы инженерно-экологических изысканий с границами проектирования.
Согласно статье 105 Земельного кодекса РФ, зоны охраны и защитные зоны объектов культурного наследия входят в состав зон с особыми условиями использования территорий. Такие зоны должны быть выявлены при проведении инженерно-экологических изысканий и отражены на карте экологических ограничений природопользования в соответствии с СП 502.1325800.2021 «Инженерно-экологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ».
 
	 Проверка границ нужна, чтобы убедиться, что данных о зонах охраны и защитных зонах объектов культурного наследия достаточно для принятия проектных решений в следующих разделах проектной документации:
- 
	
«Схема планировочной организации земельного участка».
 - 
	
«Проект полосы отвода».
 - 
	
«Проект организации строительства», содержащий в том числе проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей.
 - 
	
«Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения».
 - 
	
«Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта».
 
В соответствии с частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства. То есть без инженерных изысканий невозможно начать полноценное проектирование. Именно результаты изысканий позволяют определить, безопасно ли вести строительство на выбранной территории и требуется ли проведение дополнительных мероприятий по охране объектов культурного наследия.
Часть 1 статьи 48 Градостроительного кодекса уточняет, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется в границах земельного участка, принадлежащего застройщику или иному правообладателю. Это значит, что проектная документация должна охватывать только всю территорию, где фактически будут вестись работы, включая:
- 
	
временные площадки;
 - 
	
дороги;
 - 
	
бытовые городки;
 - 
	
зоны складирования.
 
Если инженерные изыскания не охватывают эти участки, экспертиза может посчитать, что проект разработан без достоверных исходных данных.
Даже если перед заказчиком пустая площадка без видимых объектов, это не означает, что рисков нет. Бывают случаи, что при проведении изысканий нередко обнаруживаются археологические находки. Например, стоянки древнего человека или иные объекты культурного наследия, о существовании которых никто не подозревал.
Подготовка обращений в органы охраны культурного наследия
После проверки границ изысканий на соответствие границам проектирования можно переходить к следующему шагу — подготовке обращений в органы охраны культурного наследия. Этот процесс включает несколько этапов.
Этап 1. Подготовка графического материала. Первым делом необходимо подготовить графический материал — план, на котором одной линией обозначена граница выполнения работ. Именно по ней органы охраны культурного наследия будут оценивать наличие или отсутствие объектов, попадающих в зону влияния проектируемого объекта.
Этап 2. Подготовка официальных писем в органы охраны культурного наследия. Письма отправляют в местные, региональные и федеральные органы охраны культурного наследия в зависимости от расположения объекта. В письме необходимо запросить информацию о наличии или отсутствии:
- 
	
в границах проектирования объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
 - 
	
выявленных объектов культурного наследия;
 - 
	
объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
 - 
	
защитных зон;
 - 
	
зон охраны объектов культурного наследия;
 - 
	
объектов культурного наследия, граница территории которых непосредственно связана с границами проектирования.
 
Кроме того, необходимо подготовить письмо в федеральный орган охраны культурного наследия — Министерство культуры Российской Федерации. В письме следует запросить информацию о наличии или отсутствии в границах территории проектирования, а также на прилегающих участках:
- 
	
объектов культурного наследия, включенных в Перечень отдельных объектов культурного наследия, включенных в Перечень памятников федерального значения, находящихся под охраной Минкультуры России, — утвержден распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2009 года № 759-р;
 - 
	
особо ценных объектов культурного наследия, включенных в Список ЮНЕСКО, и их буферных зон.
 
Этап 3. Направление официального запроса. Подготовленные письма с приложенным графическим материалом необходимо направить на официальные адреса электронной почты органов охраны культурного наследия.
Заключительный этап после получения официальных сведений
Полученные от органов охраны культурного наследия сведения нужно внимательно проверить. Важно убедиться, что информация полная и изложена однозначно. Только достоверные данные позволят корректно определить ограничения и учесть их в проекте. О том, что проверить в ответном письме из департамента по охране культурного наследия, мы писали в статье. Там же мы рассказываем, как правильно получить сведения об ОКН, показали скрины из реальных писем и рассказали, что делать в каждом случае.
Все выявленные ограничения в области государственной охраны объектов культурного наследия отражают в результатах инженерно-экологических изысканий, а также на карте экологических ограничений природопользования. Письма органов охраны при этом обязательно включают в состав отчета по результатам инженерно-экологических изысканий, чтобы экспертиза могла оценить полноту информации.
Даже если проектируемый объект находится на расстоянии 100 метров и более от объектов культурного наследия, раздел о сохранности все равно понадобится. Просто в этом разделе делают вывод о том, что проведение специальных мероприятий по сохранности не требуется. Готовый документ обязательно согласовывают с органом охраны объектов культурного наследия.
Корректное определение достаточности мероприятий по охране культурного наследия на этапе экспертизы поможет застройщику избежать замечаний, сохранить законность и непрерывность строительного процесса. А значит, ввести объект в эксплуатацию точно в запланированные сроки.
Если вы хотите провести аудит инженерных изысканий и проектной документации с целью выявления проблемных вопросов, связанных с объектами культурного наследия, напишите нашему менеджеру. Мы поможем выявить проблемы перед заходом объекта в ФАУ Главгосэкспертиза России и успешно ее пройти.
Больше полезной информации об экспертизе проектной документации и прохождении Главгосэкспертизы — в нашем Telegram-канале. Переходите и задавайте вопросы в комментариях!
Памятка по определению достаточности мероприятий по охране объектов культурного наследия
- 
	
Многие проблемы при экспертизе проектной документации связаны с тем, что заказчики не до конца понимают требования по охране объектов культурного наследия. Из-за этого возникают ошибки, задержки и переделки разделов. Поэтому важно заранее проверять достаточность мероприятий по охране таких объектов.
 - 
	
Типичное замечание экспертизы связано с тем, что не доказана достаточность мероприятий по охране. За этой формулировкой стоит сомнение экспертов: действительно ли участок изучен полностью и учтены все возможные ограничения.
 - 
	
Требования к достоверности и полноте данных установлены федеральными законами № 384-ФЗ и № 73-ФЗ. Они определяют, что любые работы допустимы только при учете объектов культурного наследия и их охранных зон. Поэтому инженерно-экологические изыскания должны охватывать все территории, задействованные в строительстве, и точно отражать действующие ограничения.
 - 
	
Для подтверждения корректности решений необходимо проверить границы изысканий и направить материалы в органы охраны культурного наследия. Ответы этих органов подтверждают, что проект не нарушает охранные зоны и выполнен с соблюдением закона.