+7 812 602-72-66 Обсудить проект

Как разобраться, по какой НТД проектировать здания и сооружения

Дата публикации: 14.09.2023
Дата обновления: 04.10.2023
Просмотрено: 1070
Время чтения: 18 минут
Оглавление
    Поделиться

    Разобраться в иерархии законов может быть сложно. Если ошибиться и не выполнить какое-то требование, вам откажут в положительном заключении и вы не сможете реализовать проект. Ошибки в проектной документации придется исправлять, это затянет сроки и увеличит стоимость работ, иногда даже в несколько раз по сравнению с первоначальной сметой.

    В статье расскажем о пяти частых проблемах, с которыми вы можете столкнуться при определении перечня нормативно-технической документации (НТД), и дадим конкретные советы, как их решить.

    Проблема 1. Непонятно, какие требования выполнять и как правильно трактовать нормативы

    Законодательство регулярно меняется, а требования отдельных документов иногда противоречат друг другу. Когда под рукой нет актуальной базы или мало опыта с законодательной базой, застройщики и проектировщики могут поздно узнать о нововведениях или неправильно истолковать их.


    Как решить проблему

    1. Учитывайте, что у системы нормативов многоуровневая структура, — вышестоящий закон всегда в приоритете.

    2. Если какой-то закон обновили и норму отменили, например исключили из перечня обязательных, не спешите трактовать это в значении «теперь можно не выполнять эту норму». Следуйте пункту 1: изучите вышестоящие законы и убедитесь, что вы им не противоречите.

    3. После выбора отдельных норм проверьте, обоснованы ли ваши решения, то есть соответствует ли ваш выбор пункту 6 статьи 15 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (384-ФЗ). Ответ может быть только «да» или «нет», без условностей и оговорок.

    4. Будьте готовы к тому, что правильный выбор НТД — это большой объем работ, и лучше сделать их при составлении задания на проектирование, поскольку это обойдется дешевле, чем в быстром темпе устранять замечания экспертизы о несоблюдении 384-ФЗ и переделывать проект под другие нормы.


    Как это выглядит на практике

    Один наш заказчик изучил последнюю редакцию постановления Правительства РФ № 815 и обнаружил, что из списка обязательных норм убрали пункт 10.5 ГОСТ 27751-2014. Согласно ему все, кто проектирует объекты повышенной ответственности, должны проводить научно-техническое сопровождение (НТС).

    Заказчик сделал вывод: раз пункт исключили из перечня, то от НТС можно отказаться, и за счет этого потратить меньше времени и денег на разработку проекта. Решение было ошибкой, ведь над ГОСТом есть федеральный закон — 384-ФЗ, и его требования нужно соблюдать в первую очередь.


    В пункте 6 статьи 15 этого закона говорится, что необходимо обосновать принятые проектные решения, а значит, просто так отказаться от НТС нельзя. Заказчик сделал неверный вывод и не прислушался к нашим специалистам. Представители экспертизы выявили, что требования 384-ФЗ не соблюдены, и потребовали устранить замечание. 

    Научно-техническое сопровождение все равно пришлось выполнять, но расходы на него стали в разы больше, чем могли быть изначально, ведь НТС проводили в сжатые сроки. Чтобы этого избежать, заказчику нужно было прислушаться к нашим специалистам: «подняться» по иерархии документов на уровень выше и проверить, действительно ли от НТС можно отказаться.

    Проблема 2. Сложно отслеживать обновление нормативов

    На проектирование объекта уходит от полугода до пяти лет, а за это время нормативы успевают поменяться несколько раз. Если выбрать неактуальные нормы или не учесть последние обновления, придется не просто корректировать проект, но и менять архитектурные, конструктивные и другие решения. Сроки будут затягиваться, бюджет — расти, а репутация компании — портиться.

    Предусмотреть изменения в законах сложно, но о них можно узнать почти сразу после выхода, если регулярно отслеживать обновления, а перед подачей на экспертизу проверять, соответствует ли проектная документация всем актуальным нормам.


    Как решить проблему

    1. Используйте удобную и актуальную базу всех законодательных норм и правил. Можно использовать следующие ресурсы: faufcc.ru, minstroyrf.gov.ru, government.ru, consultant.ru, sudact.ru, docs.cntd.ru, normativ.kontur.ru

    2. Привлекайте к проектированию опытных специалистов, которые регулярно применяют строительные нормы на практике, постоянно работают с законодательной базой в сфере строительства и поэтому быстро узнают о вышедших обновлениях.

    Как это выглядит на практике

    Наш заказчик проектировал спортивно-оздоровительный центр и на цокольном этаже планировал сделать раздевалки и хозяйственно-бытовые помещения. Градостроительный план земельного участка еще не успели получить, а при его оформлении оказалось, что вступил в действие новый свод правил — СП 1.13130.2020.

    По пункту 4.2.11 этого СП цокольный этаж нужно делить на секции не более 700 квадратных метров. Из-за новых требований пришлось менять архитектурную и конструктивную часть проекта, а также продумывать мероприятия по пожарной безопасности. Застройщик не успел устранить замечания в срок, в результате чего получил отрицательное заключение экспертизы и нарушил договор с подрядчиками.

    Проблема 3. Непонятно, как использовать нормы НТД из обязательного и добровольного перечней

    Часто возникает путаница, к какому перечню относится документ: обязательному или добровольному. Из-за этого проектировщик может использовать не те нормы, которые нужно. Если не обосновать, почему выбраны конкретные нормативы, проект не согласуют. Придется его корректировать, из-за чего сроки работ затянутся, рабочие и техника будут простаивать, а расходы застройщика — расти.

    Кроме того, некоторые документы входят одновременно в оба перечня, из-за чего непонятно, как правильно их использовать. По актуальной версии постановления Правительства РФ № 815 в обязательном перечне на сегодня пять документов: ГОСТ 27751-2014, СП 20.13330.2016, СП 28.13330.2017, СП 59.13330.2020 и СП 131.13330.2020. Но они входят в список не целиком — некоторые пункты исключены из обязательных к соблюдению. При этом в добровольный список перечисленные документы входят полностью. Это трактуется так: какие-то нормы из документа строгие, поскольку входят в обязательный перечень, а остальные — добровольные и не требуют строгого соблюдения.


    Как решить проблему

    1. Выполняйте требования и обязательного, и добровольного перечня, то есть учитывайте нормативы документов из постановления Правительства РФ № 815 и приказа Росстандарта № 318.

    2. Не отклоняйтесь от требований документов из обязательного перечня, перечисленных в постановлении Правительства РФ № 815. Если документ включен в оба списка, то обращайте внимание, какие его части входят в обязательный перечень, — нормы для них нужно строго соблюдать.

    3. При отклонении от норм из добровольного перечня проверяйте, не противоречат ли принятые проектные решения 384-ФЗ, а также обосновывайте их, используя результаты исследований, расчеты и испытания, которые проведены по сертифицированным или апробированным методикам, моделирование сценариев и оценку риска опасных природных процессов и техногенных воздействий.

    Как это выглядит на практике

    Заказчик обратился со следующей проблемой: при прохождении экспертизы несколько раз было получено отрицательное заключение по разделу «Конструктивные решения». При анализе документации, которую направляли на экспертизу, выяснилось, что в проекте не был выполнен геотехнический прогноз (оценка влияния на существующие здания и сооружения).

    Мы сообщили заказчику, какой информации не хватает, но его проектировщик ответил нам, что СП 22.13330.2016 отсутствует в обязательном перечне. А в качестве обоснования достаточности принятых мероприятий он назвал наличие научно-технического сопровождения при проектировании основного здания.

    Но НТС, разрабатываемое для раздела «Конструктивные решения», не содержит в себе исчерпывающих сведений о том, какое воздействие оказывает проектируемое здание на окружающую застройку. Сначала проектировщик ссылался на то, что в техническом задании не было соответствующего требования. Потом он сдался и признал, что у него нет опыта разработки соответствующих материалов, а также бюджета для заказа этого вида работ.

    В качестве решения мы предложили заказчику внести соответствующие сведения в отчет по обследованиям, выполненный изыскателями. Изыскатели согласились включить в свои материалы результаты моделирования, выполненного нашими специалистами, а богатый опыт взаимодействия с экспертизой позволил смоделировать именно тот набор сценариев, который не вызвал вопросов со стороны экспертов и при этом не потребовал излишней работы с нашей стороны и затрат со стороны заказчика.

    В итоге замечание экспертизы было снято, а заказчик получил положительное заключение.

    Проблема 4. Нет понимания, что будет, если игнорировать НТД для добровольного применения


    Многие считают, что если перечень добровольный, то его не обязательно исполнять. На самом деле требования документов добровольного перечня нужно соблюдать так же, как обязательного.

    Если намеренно проигнорировать нормы добровольного перечня, возможно, вы пройдете экспертизу и получите положительное решение, но последствия все равно будут: контролирующие и проверяющие органы обязательно предъявят претензии.

    В результате придется менять архитектурные, конструктивные и другие решения, а это будет сложнее и дороже, чем изначально выполнить пусть даже строгие требования из добровольного перечня. Это приведет к огромным убыткам и даже к невозможности реализовать проект.

    Минстрой РФ в своем письме № 40060-AC/08 разъяснил, что стандарты, перечисленные в приказе Росстандарта № 831, нельзя игнорировать. Проектировщики могут отклоняться от норм добровольного перечня и выбирать наиболее выгодные технологии и методики строительства, но они не должны противоречить 384-ФЗ.

    Официально это звучит так:

    Цитата из письма Минстроя РФ № 40060-AC/08

    Как решить проблему

    1. Не игнорируйте требования НТД из перечня для добровольного применения.

    2. Выбирайте методики и технологии, оптимальные для конкретного проекта, и если они отклоняются от норм из добровольного перечня, то обосновывайте это результатами исследований и испытаний.

    3. Обращайтесь за помощью к специалистам, которые подберут наилучшее решение для вашего проекта и помогут пройти экспертизу без претензий к проектным решениям.


    Как это выглядит на практике

    Один из наших заказчиков проектировал технологические площадки для размещения оборудования в помещении со стопроцентной влажностью. По требованиям СП 2.13130.2020 нужно обеспечить огнезащиту металлоконструкций. Но СП входит в перечень документов для добровольного применения, поэтому проектировщики формально выполнили требование и не учли условия среды в помещении. По документации все было нормально, экспертиза дала положительное заключение, и объект реализовали в полном объеме.

    Спустя время начались проблемы. Огнезащитные составы, которые использовали по документам, не давали нужную стойкость при стопроцентной влажности в помещении. В результате заказчику приходилось каждые три месяца тратить время и деньги, чтобы обновлять огнезащиту.

    Ему это надоело, и он обратился к нам за консультацией. Наши специалисты подобрали меры, которые помогли обеспечить нужную огнестойкость конструкций с учетом условий среды, а также подготовили обоснования для экспертизы и пожарного надзора.

    В итоге фактически за одну консультацию заказчик избавился от дополнительных ежеквартальных расходов и решил проблему на годы вперед.

    Проблема 5. Непонятно, как правильно обосновать отклонения от требований НТД

    Любые отклонения от требований НТД необходимо обосновать. Из-за недостатка опыта проектировщики и застройщики иногда делают это неверно. Как итог — нужно корректировать проект и повторно его согласовывать, а это опять дополнительные расходы, которые раздувают первоначальную смету.

    Как решить проблему

    1. Если нужно обосновать отклонения от требований НТД, привлеките к оценке специалистов с достаточной компетентностью в области обоснования отклонений.

    2. Проектируя предприятия, всегда учитывайте возможность дальнейшего расширения и предусматривайте это в проекте.

    Как это выглядит на практике


    Один наш заказчик строил хвостохранилище обогатительной фабрики и проигнорировал требование о выносе русла реки. Вместо этого он решил отклониться от НТД и обосновал это тем, что заключил русло реки в закрытый коллектор.

    Со временем хвостохранилище расширилось, и понадобилось выносить другой участок русла. Из-за того что требование не выполнили ранее, а защитный футляр реки уже был погребен под миллионами тонн отходов фабрики, доступа к новому участку русла не оказалось.

    Застройщик долго пытался найти компанию, которая в обход законодательства «нарисует» план, где русло якобы было вынесено. Даже если бы кто-то на это пошел, то застройщика обвинили бы в том, что решения не прошли экспертизу, так как вместо переноса русла участок реки просто поместили в коллектор.

    Наши специалисты предложили застройщику согласовать вынос русла реки. Для этого, согласно части 1 статьи 23 Водного кодекса РФ, необходимо было написать заявление о предоставлении части водного объекта в пользование, обосновав цель, вид и сроки пользования. Дополнительно предлагали разработать:

    • план работ по внедрению новых технологических процессов;

    • мероприятия по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

    С комплектом указанных документов заказчику надо было обратиться в органы местного самоуправления. Работа предприятия затрагивала водные ресурсы, поэтому согласно пунктам 1 и 4 постановления Правительства РФ № 384 еще нужно было получить разрешение Федерального агентства по рыболовству.

    К сожалению, застройщик хотел соблюсти требования только на бумаге. Несмотря на рекомендации и аргументы наших специалистов, он не согласился привести объект в надлежащее состояние.

    Итог вероятнее всего один — приостановка деятельности, потому что согласовать проект расширения хвостохранилища без соблюдения норм не получится. А также ему грозят штрафы — в общем объеме до 435 тысяч рублей:

    • в соответствии со статьей 7.6 КоАП РФ — 50–100 тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток за самовольное занятие водного объекта и пользование им с нарушением правил;

    • согласно статье 7.11 КоАП РФ — 10–20 тысяч рублей за пользование водными биологическими ресурсами без разрешения;

    • согласно статье 8.13 КоАП РФ — 150–300 тысяч рублей за нарушение требований к охране водных объектов;

    • в соответствии со статьей 8.33 КоАП РФ — 10–15 тысяч рублей за нарушение путей миграции водных биологических ресурсов.

    Памятка: как избежать ошибок в определении перечня НТД при разработке проектной документации

    1. Иметь под рукой актуальную базу нормативных документов и регулярно отслеживать изменения.

    2. Если проектирование длится долго — проверять актуальность документов и выполненных требований не только на начальном этапе.

    3. Проверять, к какому перечню — обязательному или добровольному — относится документ.

    4. Выполнять требования и обязательного, и добровольного перечня.

    5. Обосновывать отклонения от требований документации.

    Наши специалисты более восьми лет помогают застройщикам проходить экспертизу, имеют практический опыт согласования документации и разработки мероприятий для устранения замечаний. Пишите нам, проконсультируем бесплатно.
    Смотрите также
    Все статьи

    Пишем о проектировании, прохождении экспертиз и тенденциях в проектной отрасли. Помогаем разобраться в законах и их обновлениях.