Формирование отчета по инвентаризации выбросов необходимо делать всем предприятиям, вне зависимости от категории объекта. Неправильно составленный документ понесет за собой ошибки в других разделах проектной документации, необходимой для подачи заявки на получение КЭР. Как составить отчет и на что обратить особое внимание — рассказали в статье.
Отчет по инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух — основа для разработки всей проектной документации, в частности для формирования проекта НДВ. Поэтому он должен содержать достоверные данные и точные расчеты.
Кому требуется инвентаризация источников выбросов
Формировать отчет обязаны все предприятия, независимо от категории. Новые объекты должны это сделать не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, все остальные — раз в 7 лет. Сроки подготовки документа зависят от того, в каком квартале заканчивается действие предыдущего документа. Например, за прошлый год отчет нужно составить до 1 марта. Если этого не сделать, предприятию придется заплатить штраф.
Корректировка документа не нужна, если со времени сдачи последнего отчета ничего не меняется. Возможно, потребуется провести повторные инструментальные замеры выбросов от организованных источников — дымовых труб, вентиляционных шахт и т. п. То есть ИЗАВ, в которых выбросы выходят из одной точки и которые можно измерить. Ниже расскажем о них подробнее.
Если на предприятии произошли изменения — реорганизация, изменение объемов выбросов и технологии более чем на 25 %, — потребуется актуализировать данные. Инструментальные замеры нужно сделать заново с помощью аккредитованной лаборатории, а расчеты обновить.
Основные нормативные документы и определения
В основном процедура инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу регулируется приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871. В нем можно найти порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, методы расчетов ИЗАВ и многое другое.
Второй нормативный документ — это Федеральный закон от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха». В статье 22 вы найдете требования к проведению инвентаризации источников выбросов, которые необходимо выполнить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, у которых есть стационарные или передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ).
Давайте обозначим, какие ИЗАВ относятся к стационарным и передвижным.
Согласно статье 1 ФЗ № 96 «стационарный источник — это источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника».
Стационарные ИЗАВ не могут самостоятельно изменить свое месторасположение. Они делятся на организованные и неорганизованные.
Организованные стационарные ИЗАВ:
-
вентиляционная шахта;
-
дымовая труба;
-
воздуховод;
-
средства очистки воздуха.
То есть это установки, которые были специально запланированы для отвода вредного газа и дыма из предприятий и домов.
Неорганизованные стационарные ИЗАВ:
-
открытый карьер;
-
хвостохранилище;
-
золоотвалы;
-
площадки для окраски больших предметов.
Передвижным источником выброса вредных веществ согласно статье 1 Закона № 96 является транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса. То есть это автомобили, строительная и сельскохозяйственная техника, самолеты, ж.-д. -транспорт, пароходы и другие водные суда с двигателем.
Для формирования перечня загрязняющих веществ, выбрасываемых от предприятия, экологи пользуются СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосфере, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Порядок формирования отчета
Этап 1. Анализ имеющейся документации
В первую очередь проводится анализ предприятия. Инженер-эколог запрашивает информацию о направлении деятельности компании и исходные данные. Далее он обследует территорию предприятия, технологии производства, проектную документацию и прошлые отчеты по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, если они есть.
Этап 2. Сбор информации об источниках загрязнения атмосферного воздуха
На этом этапе собирают информацию обо всех источниках выбросов: тип, вид, количество, местоположение, время работы. Также вычисляют вид и количество загрязняющих веществ из стационарных и передвижных источников.
Для передвижных источников выбросов проводятся преимущественно инструментальные методы определения выбросов. Если их невозможно выполнить, применяются расчетные методы на основании утвержденного приказа Минприроды РФ от 19.11.2021 № 871.
Первые два этапа являются основными для дальнейшего формирования отчета по инвентаризации источников выбросов. Если вначале выявлены не все источники или неточности в данных, дальше пойдут ошибки, из-за которых придется корректировать или переделывать все расчеты.
Этап 3. Проведение инструментальных замеров и расчетов
Выбор методики зависит от особенностей производства. Нужно внимательно изучать каждую методику и понимать, к какому предприятию она применима. Например, есть методики, подходящие только для металлообрабатывающих предприятий, а есть и такие, которые подходят только для определённых компаний.
Для стационарных источников выбросов в основном используют расчетные методы
При выполнении расчетного метода главное — собрать данные без ошибок. От их правильности зависит качество инвентаризации. Также необходимо удостовериться, что выбранная методика расчета выбросов утверждена перечнем Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Этап 4. Формирование отчета
Все полученные данные, замеры и расчеты сводят в отчет. При его оформлении важно обеспечить соответствие адреса с выпиской негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) и выпиской из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Несоответствие может вызвать замечания и потребовать исправления других документов, которые уже получили заключения.
Рекомендуемый образец содержания отчета по инвентаризации выбросов приведен в приказе МПР от 19.11.2021 № 871
Этап 5. Утверждение отчета
Отчет по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух утверждается организацией без дополнительного согласования. Готовый документ инвентаризации источников выбросов прикладывается к проекту НДВ. При проверке проекта НДВ управления Росприроднадзора и Роспотребнадзора проверяет и отчет по инвентаризации выбросов. Если мы получаем КЭР и загружаем его в Государственную информационную систему промышленности, или сокращенно ГИСП, эксперты могут проверить документы и выставить замечания.
Для объектов второго класса опасности составляют декларацию о воздействии на окружающую среду, которую также прикладывают и отправляют на проверку.
От тщательности выполнения каждого этапа зависит результат оценки предприятия и количество времени, затраченное на корректировки.
На что следует обратить внимание при оформлении отчета по инвентаризации
При составлении отчета по инвентаризации выбросов предприятия могут совершить разные ошибки. Например, часто пропускают какой-либо пункт Рекомендуемого образца содержания. Также бывает, что неправильно указывают количество замеров или применяют недействующие методики расчета выбросов, что приводит к ошибкам в результатах.
На что обратить внимание, чтобы не допускать подобных ошибок и не тратить время на корректировки, рассказываем ниже.
Совет № 1. Соблюдайте порядок нумерации ИЗАВ. В п. 15 приказа № 871 подробно написано, как должна идти нумерация. Если кратко:
-
всем организованным источникам загрязняющих выбросов присваиваются номера от 0001 до 5999;
-
всем неорганизованным источникам загрязняющих выбросов — с 6001;
-
нумерация передвижных ИЗАВ начинается с № 0001п и ведется в возрастающей последовательности.
Нумерация ликвидированных источников не используется. А при выявлении новых ИЗАВ им присваивается следующий порядковый номер.
Совет № 2. Убедитесь в корректности расчетных данных. Если для организованного источника выбросов применяется расчетный метод, необходимо обосновать это решение. Например, приложить ссылки на ГОСТ или другие нормативные документы, подтверждающие невозможность измерений, и акт о невозможности проведения отбора проб. Только лишь ссылки на п. 26–27 приказа № 871 Минприроды будет недостаточно.
Совет № 3. Проверяйте протоколы инструментальных измерений. На стационарных ИЗАВ, оснащённых установками очистки газа, показатели выбросов определяют только инструментальными методами. Пробы берут в специально оборудованных местах, которые предусмотрены в Правилах эксплуатации ГОУ и проектной документации изготовителя установок очистки газа.
Совет № 4. Тщательно изучайте методики расчета. Корректность методики расчета выбросов вредных веществ определяется утвержденным распоряжением Минприроды России. Важно строго соблюдать требование о точном указании наименований методик расчетов выбросов в соответствии с утвержденным перечнем.
Если методика расчета источников выбросов имеет ограничения в использовании, применять её можно с разрешения правообладателя. В этом случае с отчетом нужно представить разрешение на использование методики и квитанцию об оплате.
Совет № 5. Правильно указывайте наименования загрязняющих веществ. Все наименования можно найти в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 2909 р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства РФ».
Совет № 6. Убедитесь, что приложили все необходимые документы. Для исключенных ИЗАВ прикладываются подтверждающие документы. Например, акт комиссионного обследования. Он выполняется в свободной форме, главное — подписать его в двустороннем порядке: представителем объекта НВОС и инженером-экологом.
Совет № 7. Уделите внимание разделам с частыми ошибками. Обычно они возникают из-за неправильного выбора методики и игнорирования требований приказа Минприроды. Чаще всего забывают:
-
Подтвердить протоколами инструментальные измерения количественных показателей выбросов и показателей отходящих газов — скорость, температуру, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса.
-
Заполнить Ф. И. О. и должность в сведениях о должностных лицах, ответственных за проведение инвентаризации выбросов, в разделе 1 «Сведения о хозяйствующем субъекте...».
-
Прописывать числовые значения вручную в таблицах. К примеру, у загрязняющего вещества значение выброса в 8-м знаке после запятой «0,00000001». Его необходимо прописывать вручную или в экспоненциальном формате, т. е. «1,00E-08».
Совет № 8. Не забудьте отметить все объекты на карте-схеме. Она должна быть составлена с указанием масштаба, направления сторон света и с принятой системой координат на карте-схеме территории объекта ОНВ с ИЗАВ. Обязательно нужно отметить все сооружения, здания, корпуса, жилые застройки, установки на объекте ОНВ, границы его территории, стационарных ИЗАВ с указанием их номеров и другие данные в соответствии с п. 16 порядка 871.
Неочевидный совет
Заранее запросите климатическую справку в УГМС или ЦГМС по месту нахождения предприятия. Она не нужна для формирования отчета по инвентаризации источников выбросов, однако понадобится после — когда нужно будет приступить к проекту НДВ.
Срок ее изготовления может достигать от одной до четырех недель, поэтому лучше позаботиться об этом заранее.
Что нужно обязательно проверить из документов
Чтобы отчет был правильный и качественный, важно собрать полный комплект документов, расчетов ИЗАВ, протоколов измерений и заполнить все таблицы в соответствии с приказом МПР от 19.11.2021 № 871. Ошибки и пропуски в таблицах или некорректное оформление таблиц приведет к замечаниям эксперта при проверке документа по инвентаризации выбросов в составе КЭР.
В Приложении «Результаты инструментального определения показателей выбросов» должны быть протоколы испытаний с приложениями:
-
результаты измерений;
-
акты отбора проб и проведения испытаний;
-
расчет показателей выбросов на основе значений.
Также необходимо прикрепить копии аттестатов аккредитации всех привлекаемых испытательных лабораторий. Все методики, использованные для измерений загрязняющих веществ, должны быть включены в приложение к аттестату.
Для подтверждения фактической эффективности ГОУ в таблице 7.6 Отчета по инвентаризации выбросов нужно использовать протоколы инструментальных измерений за предыдущий год. Их выполняют аккредитованные лаборатории.
Как избежать ошибок
Выше мы дали много рекомендаций, что можно проверить при оформлении сведений о выбросах. Классифицировать все ошибки невозможно, так как в основном они появляются из-за невнимательности или незнания про обновление нормативов.
Чтобы избежать человеческого фактора, воспользуйтесь следующими способами выявления ошибок в отчете по инвентаризации вредных выбросов.
Способ 1. Самостоятельная проверка актуальности нормативной базы и сложных моментов по списку выше
Для актуализации норм для вашего предприятия не обязательно обращаться к сторонним организациям. Ниже находится список основных действующих нормативных документов, проверьте, действуют ли они на данный момент.
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об охране окружающей среды».
2. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об охране атмосферного воздуха».
3. Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
4. Приказ Минприроды России от 31.07.2018 № 341 (с изменениями от 22.04.2021).
5. Письмо Минприроды России от 19.01.2022 № 12-47/1354 «Об инвентаризации выбросов».
После проверьте нормы, относящиеся к категории и направлению работы предприятия, и пробегитесь по восьми пунктам выше, на которые стоит обратить внимание.
Способ 2. Привлечение экспертов или аккредитованных лабораторий
Если вы не занимаетесь формированием отчетов по инвентаризации выбросов на постоянной основе — найдите организацию, которая сможет указать на ошибки в документе, чтобы в дальнейшем не было замечаний от управления Росприроднадзора.
Специалисты «Эрго Инжиниринг групп» помогают экспертам-экологам научиться находить ошибки и консультируют по вопросам трудных расчетов и оформлению отчета инвентаризации источников выбросов. Если у вас есть какие-то сложности с объектом — напишите нашему менеджеру.
Также можно найти эксперта в помощники на один раз или аккредитованную лабораторию, но тогда вы не научитесь работать с выбросами и при дальнейшей работе можете опять столкнуться с трудностями.
Важно понимать, что умение измерять и анализировать выбросы необходимо не только для заполнения отчета по инвентаризации, но и для актуализации выбросов для получения КЭР.
Способ 3. Внутренний аудит отчета перед сдачей
После написания отчета по инвентаризации лучше отложить его и вернуться через время к повторной проверке. Так можно избежать ошибок, которые могут произойти по невнимательности. Также можно организовать аудит посредством внутренней проверки коллегой.
Для окончательной проверки ещё раз прочитайте приказ МПР № 871 и пройдите по каждому разделу написанного документа.
Памятка: как избежать ошибок при оформлении отчета по инвентаризации выбросов
-
Отчет по инвентаризации выбросов — ключевой документ в проектной документации. От его правильности зависит правильность других разделов проектной документации, необходимой для подачи заявки на получение КЭР. Например, проект НДВ.
-
Документ инвентаризации выбросов обновляют каждые 7 лет, если на предприятии произошли изменения — реорганизация, изменение объемов выбросов и технологии более чем на 25 %.
-
Сначала анализируют имеющуюся документацию и старые отчеты при их наличии. После этого собирают данные об ИЗАВ: тип, вид, количество, местоположение, время работы. От их правильности зависит качество инвентаризации.
-
Чтобы отчет по инвентаризации выбросов был корректным, необходимо соблюдать требования п. 15 приказа Минприроды РФ от 19.11.2021 № 871: прикладывать все расчеты и протоколы, заполнять таблицы, данные.
-
Чаще всего ошибки возникают из-за неправильного выбора методики расчета. Нужно внимательно изучать каждую методику и понимать, к какому предприятию она применима.