+7 812 602-72-66 Обсудить проект

Что изменилось в законе о техническом регулировании строительства и какие будут последствия

Дата публикации: 06.09.2024
Дата обновления: 07.09.2024
Просмотрено: 1061
Время чтения: 8 минут
Оглавление
    Поделиться


    Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» претерпел важные изменения, которые начали действовать с 1 сентября 2024. Они вызвали массу вопросов касаемо того, как теперь этот Технический регламент будет работать на практике. В статье мы подробнее расскажем об одном из важнейших изменений.


    Какие изменения ждут строительную отрасль и что они на самом деле значат 

    Раньше, если проект требовал отступлений от национальных стандартов и сводов правил (СП) или их было недостаточно, разрабатывали собственные требования в виде специальных технических условий (СТУ). После разработки СТУ необходимо было согласовать с Министерством строительства — процесс долгий, бюрократизированный и требующий значительных ресурсов. 

    Теперь, если в проекте придется отойти от требований СП или этих требований недостаточно, одним из способов соблюдения технического регламента будет обоснование отступлений. Эти отступления можно назвать «Результаты применения способов обоснования» (РПСО), внимательно прочитав Технический регламент и Постановление правительства от 30 мая 2024 года № 708.

    РПСО должны быть подготовлены одним или несколькими способами, описанными в части 6 статьи 15 Технического регламента. Ответственность за них возложена на главного инженера проекта (ГИП), который самостоятельно разрабатывает и утверждает его.

    Одно из ключевых изменений заключается в том, что РПСО разрабатывает и согласовывает ГИП
    Новые изменения в Техническом регламенте направлены на упрощение и ускорение процесса принятия проектных решений, так как отмена СТУ исключит бюрократические барьеры и упростит реализацию как крупных, так и небольших проектов. Больше застройщикам не придется тратить значительную часть времени на согласования, вместо того чтобы заниматься непосредственно строительством.

    Также данные изменения являются шагом на пути к параметрическому проектированию, о чем мы скоро расскажем в наших последующих статьях. 

    Почему изменения в законе вызвали опасения

    Во-первых, любые новые изменения, даже положительные, вызывают сопротивление. Они нарушают привычный комфорт и поначалу многие не понимают, зачем они нужны, а также боятся, что нововведения усложнят их работу.

    Во-вторых, некоторые изменения в Техническом регламенте требуют дополнительных разъяснений для избежания негативного человеческого фактора. Решение по проекту может зависеть от мнения отдельного эксперта, проверяющего этот проект. Если специалисты будут трактовать изменения в зависимости от своего опыта и точки зрения, то это создаст неопределенность. 

    Плюсы нового Технического регламента

    По нашему мнению Технический регламент изменился в лучшую сторону по нескольким причинам.

    Появились более гибкие инструменты для обоснования решений. Если хорошо понимать процесс и ориентироваться в законе, решения будут соответствовать установленным нормам и отвечать требованиям безопасности. 

    Тратится меньше времени на согласование решений. Раньше проектная организация или сам заказчик нанимали отдельную компанию для разработки специальных технических условий (СТУ). Этот процесс был довольно длительным из-за необходимости заключения договоров, оплаты и других организационных вопросов.

    После разработки СТУ документ отправлялся в Минстрой на утверждение. Срок согласования по регламенту был минимум 30 дней, но на практике он часто затягивался. Если Минстрой выдавал замечания, документ возвращался на доработку, а затем снова отправлялся на согласование. Так могло повторяться несколько раз и согласование СТУ занимало несколько месяцев, а то и лет. 

    Теперь ГИП будет разрабатывать РПСО сам и в стороннюю организацию обращаться только за проверкой уже выполненного РПСО, если это необходимо. Внешняя организация лишь рецензирует готовый документ, что значительно проще и быстрее, чем разрабатывать СТУ с нуля. В то же время нет запрета на то, чтобы ГИП отдал разработку внешней организации, а сам только утвердил разработанные РПСО. Дополнительного согласования в Минстрое уже не требуется, что заметно сокращает сроки.


    Теперь на согласование проектных решений требуется гораздо меньше времени, так как работа над РПСО включает в себя меньше этапов

    Что будет с текущими проектами, для которых СТУ уже согласовали

    Если СТУ утверждены до сентября 2024 года, то его можно использовать для своего проекта. Есть разъяснение Минстроя, подтверждающее, что утвержденные СТУ могут применяться до марта 2026 года. Это значит, что на всех этапах до ввода объекта в эксплуатацию такие СТУ будут автоматически учитываться как часть проектной документации.

    Если СТУ находятся на этапе внесения изменений или согласования, то проектные решения придется обосновывать в рамках нового Технического регламента. Хотя ранее согласованные СТУ остаются действительными до марта 2026 года, любые корректировки придется сопоставлять с требованиями новых нормативно-правовых актов. 

    Таким образом, до марта 2026 года проектирование будет основываться на утвержденных СТУ, если они были утверждены до 1 сентября 2024, и нормативных документах. А после марта 2026 года вся отрасль окончательно перейдет на новую систему проектирования, где ответственность за отступление от действующих СП или дополнительные требования к проектным решениям будет лежать на проектировщике и главном инженере проекта непосредственно. 

    Могут ли быть проблемы с РПСО при прохождении экспертизы

    Это основной вопрос, возникающий у проектировщиков и застройщиков. По Техническому регламенту экспертиза обязана принять РПСО, однако человеческий фактор все равно остается. Эксперты могут высказывать сомнения относительно содержания и качества РПСО, так как Минстроя в процессе согласования РПСО теперь нет и ответственность лежит на ГИПе. У эксперта нет той уверенности, которую давала печать и подпись Минстроя.


    Для устранения этих сомнений разрешено привлекать научные организации, которые подтверждают правильность разработки РПСО. Но даже в этом случае, эксперты могут ставить под сомнение РПСО. Чтобы не тратить свое время на долгую разработку и  согласование РПСО, обратитесь в нашу компанию. Мы несколько лет работаем с экспертизой и согласовали уже большое количество проектов.

    В ближайшее время в статьях мы расскажем о других изменениях в Техническом регламенте.

    Памятка об изменениях в законе о техническом регулировании строительства

    1. С сентября вступает в силу закон, который отменяет СТУ. Вместо этого при принятии проектных решений, которые не совпадают с требованиями СП, нужно разрабатывать РПСО, либо использовать иные способы предусмотренные ФЗ-384.

    2. РПСО разрабатывает и согласовывает ГИП проекта в соответствии с Постановлением правительства от 30 мая 2024 года № 708. Участие Минстроя в согласовании проектных решений теперь не требуется, что значительно сокращает срок разработки проекта.

    3. При прохождении экспертизы эксперт ГГЭ не должен выдавать замечания к РПСО, хотя в некоторых случаях эксперт может поставить под сомнение РПСО. В этом случае придется привлекать специализированную профильную организацию для подтверждения принятых в РПСО решениях.

    Смотрите также
    Все статьи

    Пишем о проектировании, прохождении экспертиз и тенденциях в проектной отрасли. Помогаем разобраться в законах и их обновлениях.